Камерная сцена Телетеатра

teleteatr_view-03Театральное искусство и его специфику в значительной степени определяет сценическое пространство, в частности тип сценического площадки. Малая сцена является неотъемлемой частью современного театрального процесса, активно участвуя в развитии современного театрального искусства, а именно в поиске новых форм и воплощения современной драматургии, новых способов общения со зрителем. Большую и малую сцены объединяют общие законы театра: художественная целостность спектакля, условность происходящего, принципы работы над ролью, создание образа роли и образа спектакля. Оба вида сцены сосуществуют, влияя друг на друга, но при этом, не заменяя один другого.

Своеобразие малой сцены в том, что она более близка сложным театральным жанрам, которые апеллируют к зрителю интеллектуальному, стремящемуся прикоснуться к глубинным проблемам, которые решает высокое искусство, к проблемам бытия. Малая сцена дает возможность сконцентрировать на небольшом пространстве игры усилия актера, режиссера, художника, выразить мысль автора, используя минимум театральных выразительных средств. На камерной сцене зрители могут увидеть подлинно психологический спектакль, созданный не для потакания вкусам массового обывателя, а полный сложных жизненных коллизий и драматических отношений. Формат малой сцены способствует тому, что актёр обязан быть максимально искренним и откровенным. Он не может соврать зрителям, так как находится в непосредственной близости от них. Например, в Телетеатре расстояние от сцены до зрителей не более полуметра и это создаёт особый эффект присутствия зрителя как соучастника процесса. Вот уже 3-й сезон Телетеатр распахивает двери для всех любителей камерных спектаклей. За это время на его сцене успешно прошли постановки, как любительских театров, так и спектакли известных театральных режиссёров. Спектакли театральной лаборатории «Без кулис» – «Эпитафии жизни» и «Исповедь балерины» ( режиссёр-постановщик Алёна Меськая) собирали полный зал зрителей. Постановка режиссёра Вадима Калияна – постапокалипсис «Чикагская бездна» по мотивам рассказов Рея Бредбери прошла с успехом на малой сцене Телетеатра несколько раз. Молодёжный театра «Маленькая сцена» недавно представил спектакль «За закрытыми дверями» по одноимённой пьесе Ж.-П.Сартра. И это были действительно подлинно психологические спектакли со сложной драматургией, пытающиеся разобраться во внутреннем мире человека. Нельзя не вспомнить также и спектакль «Пат или игра королей» по пьесе Павла Когоута, премьера которого состоялась в Телетеатре в декабре прошлого года. Режиссёр-постановщик спектакля – заслуженный деятель искусств Украины Виталий Денисенко. А спектакль-эссе «Дар напрасный, дар случайный…?» режиссёра Юрия Колесникова удивил зрителей не только своей драматургией, но и современным техническим оформлением сцены. А театральные капустники, проходящие на малой сцене Телетеатра – это демонстрация эксперимента и профессионализма, соединённых в единое органичное театральное зрелище студентами театрального колледжа, актёров любительских театральных студий и актёров днепропетровских театров.

У театральных деятелей и у зрителей отношение к малой сцене всегда было различным. Но всегда были творцы, для которых пространство малой сцены является основным и единственным делом, смыслом всей творческой жизни. И каким бы ни было отношение к малой сцене театральных деятелей, все сходились в одном, что она предоставляет большие возможности для творческого эксперимента в театральном искусстве.

Значение малой сцены подчеркивал и классик отечественной режиссуры ХХ века Г.А. Товстоногов: «Малые сцены … ни в коей мере не противостоят театрам. Они катализаторы театрального процесса, они в состоянии его подтолкнуть, обогатить». Опыт работы на малой сцене необходимо рассматривать не как опыт театральной работы вообще, а как часть театрального процесса. Малая сцена была вызвана к жизни самим ходом развития театра, ее уникальность состоит, в особом значении, которое еще предстоит изучить. Сегодня малая сцена активно развивается, все более набирая темп, что подтверждается практикой современного театра.

Текст – Наталья Огородняя

Поділитися
Просмотров: 111

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *