Наш символ возрождения. Днепр Вечерний

Возвращение забытых имен всегда вызывает не только грустные, но и радостные эмоции. В Днепровском  городском телетеатре 2 февраля прошел вечер памяти нашего земляка, писателя и переводчика Валерьяна Пидмогильного, 116-я годовщина со дня рождения которого отмечалась как раз в этот день. Вечер открылся показом фильма об этой личности, которая стала одним из символов расстрелянного возрождения, режиссером и автором сценария которого стала Наталья Огородняя.

Валерьян Пидмогильный

Валерьян Пидмогильный

Детство Валерьяна прошло в селе Чапли: родители мечтали дать детям образование и наняли учителя французского языка для старшей дочки. Так иностранный язык стал изучать и Валерьян. В 1910 году, будучи девятилетним мальчиком, поступил в 1-е Екатеринославское реальное училище, где основное внимание уделялось точным наукам (сейчас это здание по адресу пр. Д.Яворницкого, 36). Завершив учёбу с отличием, парень поступил в   университет, учился на математическом и юридическом факультетах, однако Гражданская война, голод и нищета вынудили Валерьяна оставить учёбу. Пидмогильный  стал преподавать математику в школе им. Ивана Франко ( сейчас здесь находится музей «Литературное Приднепровье»), был учителем в Павлограде, где в то время жили его родители. А в 1921 году переехал в Киев, где преподавал украинский язык и политпросвещение, а еще женился на дочери  священника Катерине Червинской. В столице Пидмогильному быстро удалось найти  занятие  по  душе: он работал редактором издательства «Книгоспiлка», соредактором журнала «Жизнь и революция». Однако постепенно общая атмосфера, особенно в кругах интеллигенции, становилась всё более удручающей. Пидмогильного вывели из состава редколлегии журнала «Жизнь и революция», его произведения почти перестали печататься.

В 1931 году писатель переехал в Харьков, надеясь на лучшие возможности для публикации своих произведений и работу переводчика.
Но жизнь уготовила талантливому литератору страшный сценарий. 8 декабря 1934 года арестован по обвинению в «участии в работе террористической организации, ставившей своей целью организацию террора против руководителей партии».  Также среди обвинений Пидмогильному в протоколе приводится его высказывание о том, что «политика коллективизации привела украинское село к голоду». Вскоре энкавэдистам удалось выбить из писателя «признание»: он был осужден на «десять лет с конфискацией личного имущества» и был доставлен в Соловецкий лагерь особого назначения. А 3 ноября 1937 года, к 20-летнему юбилею Октябрьской революции, особая тройка УНКВД вынесла новый приговор: «расстрелять», чтобы освободить место для новых узников режима. Вместе с Пидмогильным в урочище Сандармох в Карелии было расстреляно более 1000 заключённых, среди которых  оказались Николай Зеров, Григорий Эпик, Лесь Курбас, Николай Кулиш… Валерьян Пидмогильный  был реабилитирован в 1956 году.

Участники вечера памяти, среди которых были краеведы Николай Чабан, Михаил Рябцев, филолог Константин Дуб, сотрудник музея «Литературное Приднепровье» Ирина Мазуренко, режиссер Наталья Огородняя, вспомнили о литературном творчестве Валерьяна Пидмогильного, которое только недавно стало постепенно открываться современным читателям. Свои первые рассказы будущий писатель публиковал в  школьном журнале,  а в 1922 году вышла книга рассказов «В эпидемическом бараке». В Екатеринославе Пидмогильный  стал членом  литературной группы «Звено», позже переименованной в «МАРС» («Мастерскую революционного слова»).  В 1928-м в Харькове издаётся его роман «Город», в котором, по словам литературоведов, Пидмогильный в своих размышлений о месте человека в обществе наш земляк опередил на четверть века таких классиков французской литературы как Сартр и Камю.  «Город» считается первым урбанистическим романом в украинской литературе, с новыми героями, проблематикой и манерой повествования.  После обретения Украиной независимости это произведение было включено в школьную программу по украинской литературе. Кроме того, по стилистической точности и языковой виртуозности переводы Пидмогильного произведений  Бальзака, Мопассана, Стендаля,  Вольтера, Дидро, Гюго до сих пор считаются непревзойдёнными и охотно переиздаются многими украинскими издательствами. Последнее произведение Пидмогильного, написанное в 1933 году, осталось незавершённым и неозаглавленным. Эта рукопись хранилась в спецархиве под запретом около пятидесяти лет, а затем была опубликована под условным заглавием «Повесть без названия». Даже в соловецком лагере, в нечеловеческих условиях изолятора,  Пидмогильный продолжал писать. В своих письмах жене он не только передает приветы любимому сыну Ромасику, но и неоднократно упоминает о работе над романом «Осень 1929», в котором шла речь о начале коллективизации в Украине. Кроме того, в тюрьме Пидмогильный выучил английский язык и взялся за переводы Шекспира!

Сейчас в поселке Чапли имя Валерьяна Пидмогильного носит одна из улиц – увы, в Днепре нет ни одного топонима, напоминающего о талантливом писателе. Один из участников вечера  – Михаил Рябцев – выступил с инициативой по поводу того, чтобы в областном центре появился памятник Пидмогильному.  Надеемся, так и будет.

Юлианна Кокошко

Facebooktwittergoogle_pluslinkedinmail
Просмотров: 27

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *