Почему же Сартр?

Жан Поль Сартр

23 ноября 2013 года на сцене Телетеатра любительский театр «Маленькая сцена» представил пьесу «За закрытыми дверями» по одноимённой пьесе Жана-Поль Сартра. Написанная в 1943 году, эта пьеса является одной из самых репертуарных пьес Сартра. И мы задались вопросом, почему же театральная молодёжь Днепропетровска берёт в свой репертуар столь сложный и интересный материал? Почему произведения Сартра так будоражат молодые умы вот уже на протяжении 70 лет? Что хотят открыть для себя молодые люди в творчестве Жана-Поль Сартра, французского философа, представителя атеистического экзистенциализма, писателя, драматурга, эссеиста и педагога?

Вернёмся в 1929 год. Париж, Франция. В одном из многочисленных кафе Латинского квартала едва ли не ежедневно шумела экзотическая компания молодых французов. Одеты они были неряшливо. От них несло пивом и крепким табаком. На фоне добропорядочных посетителей они выглядели вызывающе. Но, это были юные интеллектуалы привилегированной высшей школы «L’ École normale». Шумели они о таких вещах, которые любого обывателя тут же отпугивали. Субстанция и трансценденция – самые безобидные слова из лексикона этих небожителей. Среди этих молодых людей – Жан-Поль Сартр – уже в недалёком будущем, один из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма.

Так в чём же пытается разобраться молодёжь нынешняя и времён молодого Сартра? Что хотят понять? Ведь экзистенциали́зм, или философия существования — это особое направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, и был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. И, возможно, именно поэтому молодёжь обращается к философии существования. Именно, тогда, когда только начинается настоящее понимание жизни, когда человек находится в поиске, пытается разобраться в самом себе, ищет своё место в жизни, пытается понять устройство общества и учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром.

Но вернёмся в …1999 год. Будущий директор и художественный руководитель Днепропетровского городского театра, а тогда – тележурналист ДОДТРК и выпускница факультета театральной режиссуры Киевского института культуры им. Карпенко-Карого Ольга Волошина снимала свою дипломную работу. Жан-Поль Сартр. Пьеса… «За закрытыми дверями»… Тогда, в театральных кругах Днепропетровска этот телеспектакль произвёл резонанс. Общественный просмотр телеспектакля состоялся в областном управлении культуры, которое в те годы возглавляла Валентина Тальян. И тогда, после этого первого просмотра, актриса Людмила Вершинина и режиссёр Виталий Ковалевский отметили, что драматургию такого уровня в днепропетровских театрах ещё не брали. А профессор Никитина, в своей рецензии к этой дипломной работе написала, что по этому телеспектаклю можно преподавать экзистенциализм студентам в ВУЗах. И вот, спустя 14 лет в Телетеатре снова Жан-Поль Сартр. «За закрытыми дверями». И режиссёр спектакля – бывшая участница драмкружка, который 15 лет назад вела…Ольга Волошина в одной из школ Днепропетровска. Так почему же всё-таки Сартр? Наверное, потому, что человек всегда стремится осознать себя и стать самим собой.

А закончить статью мне хотелось бы небольшой рецензией к пьесе Сартра «За закрытыми дверями», взятой в интернете. «…Произведение «За закрытыми дверьми» можно провозгласить квинтесенцией экзистенциальных принципов, выраженных в такой светской форме, как театральная пьеса. И есть в этом своя, особая ирония, по-человечески злая и жестокая, но только так возможно противопоставить зрителя и читателя персонажу, чтобы сквозь театральный занавес промелькнули обломки собственных лживых идеалов и обрывки двуличных масок.

Можно обвинять Сартра в пессимизме, а главное в мизантропии, как и все экзистенциальное течение в намеренном принижении духовного в человеке, в отрывании его от силы, что якобы движет им и управляет, той силы, что он зовет в себе богом. Экзистенциализм же ставит человека лицом к лицу с самим собой, обрывая с него, как капустные листья, все его маски и вот он уже повержен тем бесконечным одиночеством, что обрекает его на вечную свободу, на свободу быть самим собой, тем – кем он быть никогда не сможет, потому что слишком слаб для этого.

Трое персонажей, запертых в условной комнате, обречены на бесконечное существование друг с другом. Они заведомо кардинально разные, абсолютно не совместимые друг с другом в этой социальной среде, которую сами образовали, они призваны отравлять существование друг друга. Две женщины и мужчина, каждый имеет свою тайну, и каждый выдает себя за того, чей образ они старательно взращивали в глазах окружающих там, в их земной жизни. После себя они оставили людей, которые знали их только с той одной стороны, которую им было удобно им демонстрировать, так строился их образ – то, что они хотели из себя представлять искажалось восприятием других людей, и на выходе получался совершенно другой человек. Здесь же, в этой комнате, нет причин играть роли, потому что ты словно находишь в окружении зеркал, которые выявляют истинную сущность, пропитанную ложью и самообманом.

Использовав абсолютно христианское понятие “ада”, Сартр полностью изменил концепцию данного термина, убрав сомнительный эффект нерациональных декораций этого главного страха для каждого верующего, заменив жар адского пламени на обстановку, в которой человек оказывается лицом к лицу с самим собой. Но, прежде чем у человека хватит смелости действительно заглянуть в собственную сущность, в дело рук своих, он поймет, сколь лживо было то, как на протяжении всего своего существования он определял себя в глазах других как социальную единицу, незаменимую в своей эгоистической независимости. Это определение и приводит его к тому, что толкает на ошибки, заставляя прежде всего самого человека убеждаться в том, что он необходим окружению, кем он никогда не являлся, он встретится с каждой своей маской и каждая спадет с него, оставив в конце его голым, как примитивного червя, жизнь которого и состоит в том, что он обычный червь, без налета социальной ответственности, которой он прикрывался в течении всей своей жизни.»

Текст статьи – Наталья Огородняя

Поділитися
Просмотров: 65

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *